МОСКВА, 14 сен — РИА Новости, Наталья Дембинская. Американские нефтеперерабатывающие заводы встали из-за последствий урагана «Ида». Топлива критически не хватает. В Минэнерго распечатали резервы, чтобы поддержать производителей, однако запасы не безграничны. Предприятия на Мексиканском побережье ориентированы на нефть тяжелых сортов, а кроме России такую взять практически негде. США уже рекордно нарастили импорт и намерены купить еще больше.
Выросли аппетиты
Американские нефтепереработчики «рыщут по миру» в поисках подходящего сырья, чтобы удовлетворить спрос на моторное топливо, пишет Bloomberg.
По данным Управления энергетической информации Минэнерго (EIA), импорт сырой нефти и нефтепродуктов из России в мае (последние данные) подскочил сразу на 23 процента, до 844 тысяч баррелей в день. Можно сравнить, например, с поставками из Мексики: там прибавка всего на три пункта.
Еще в прошлом году российский импорт достиг девятилетнего максимума. Потеснив Саудовскую Аравию, резко снизившую экспорт, чтобы восстановить баланс на рынке, Россия вышла на второе место среди поставщиков США.
Дело в том, что американские НПЗ лишились сырья из Венесуэлы. Это заслуга Дональда Трампа, в 2019-м наложившего санкции на Petroleos de Venezuela S. A.
Нефтеперерабатывающий завод в Калифорнии
В наиболее сложном положении — заводы Мексиканского залива и Восточного побережья, в том числе Citgo Petroleum, Valero Energy, Chevron, рассчитанные на переработку тяжелых сортов нефти. Эти предприятия покупают в России главным образом мазут, необходимый для производства бензина.
«Потеряв венесуэльское сырье и столкнувшись с удорожанием у традиционных поставщиков ОПЕК, США стали основным потребителем российского мазута», — указывал Ади Имсирович, научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.
«Россия — приоритетный партнер, поскольку изготавливает много полурафинированных масел, таких как Mazut 100. Это идеально для американских НПЗ, привыкших к густой, «грязной» нефти из Венесуэлы и с Ближнего Востока. Первой они лишились из-за санкций, закупки второй ограничили договоренности ОПЕК», — констатирует Bloomberg.
Ураган «Ида», в конце августа обрушившийся на побережье Мексиканского залива, резко осложнил ситуацию. И хотя в EIA ждут восстановления добычи уже в сентябре — до 1,2 миллиона баррелей в сутки, инфраструктура сильно повреждена. С американского рынка исчезли в совокупности 20,6 миллиона баррелей.
Нефтяной танкер у берегов штата Техас в Мексиканском заливе
Открыли закрома
После восстановления электроснабжения в Луизиане и перезапуска НПЗ нефти потребуется еще больше.
Об этом уже заявили в Exxon Mobil. Компании пришлось закрыть заводы в Луизиане. Министерство энергетики предоставило нефть из стратегических резервов. За два-три месяца Exxon должна восполнить запасы — залить сырье премиум-класса.
Однако резервы ограничены. А значит, придется снова наращивать импорт. Как отмечают американские издания, если кто и выиграет от последствий урагана «Ида», то это российские экспортеры.
«В сентябре-октябре поставки увеличатся, поскольку добыча на шельфе США в Мексиканском заливе по-прежнему не возобновилась», — указывает Bloomberg. Как утверждает агентство со ссылкой на участников рынка, за несколько дней закупили уже три партии российского сырья.
Спрос разгоняет цены. Восьмого сентября котировки Urals достигли семимесячного максимума и превысили Brent на 1,05 доллара. До того, как США накрыл ураган «Ида», Urals торговалась с дисконтом к Brent в 1,95 доллара.
Перед запуском «Северного потока — 2» напряженность между Вашингтоном и Москвой усиливается. Однако рынок диктует свои правила, и американские производители никак не связаны дипломатическими или геополитическими целями Белого дома.