Нормативный документ для проектировщиков и монтажников низковольтных электросетей нуждается в более категоричной трактовке
Дуговой пробой, или искрение в электросетях зданий — одна из основных причин пожаров, ежегодно приводящая к гибели и травмированию большого количества людей и материальным потерям. Это явление возникает, как правило, в результате какого-либо дефекта кабеля или нарушения контакта, повреждения изоляции, износа или внешнего повреждения проводки или оборудования систем внутреннего электроснабжения, а также некачественно выполненных монтажных работ. Источником искрения также могут быть электроприборы, не соответствующие нормативным требованиям. Защитить от всего этого способна инновационная разработка российских ученых — устройство защиты от дугового пробоя/искрения (УЗДП, или другое название УЗИс — устройство защиты от искрения). Однако до массового внедрения в стране нового противопожарного решения дело может и не дойти, так как в попытке избежать излишней зарегулированности рынка прогрессивная технология получила в нормативных документах рекомендательный статус (читай — необязательный).
Так, недавно Минстроем России была утверждена новая редакция свода правил (СП) 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В главном строительном ведомстве отмечают, что одним из ключевых изменений СП стало введение рекомендаций по применению УЗДП в электроустановках жилых и общественных зданий, что будет способствовать предотвращению возгораний и пожаров, вызванных искрением в электропроводках. В министерстве особо подчеркивают, что нововведение учитывает положительный опыт внедрения данного типа устройств в США, Канаде и странах Европы. К примеру, в США их применение является обязательным уже почти 20 лет, в Германии и Австрии — с 2017 года (для ряда типов зданий). При этом сейчас и другие европейские страны также готовят национальные стандарты, предписывающие непременную установку УЗИс.
Новые российские нормы, рекомендующие применение УЗДП, были одобрительно встречены пожарными и специалистами в области проектирования и монтажа электрических сетей и оборудования, однако ощутимого снижения количества пожаров из-за неисправности электроустановок, по мнению экспертов, можно достигнуть, только все же сделав применение УЗДП обязательным. Главная причина, по которой подобные новые решения часто не получают статус обязательных, — это необходимость удешевления строительства, упрощения всех стадий, включая проектные работы и согласование.
Избыточность регулирования в строительстве давно подвергалась критике профессионалов отрасли. Особенно остро вопрос встал весной прошлого года, когда нужно было оперативно построить и ввести в эксплуатацию больницы для госпитализации пострадавших от коронавируса. Глава государства поставил правительству задачу пересмотреть нормативную базу в строительстве в кратчайшие сроки (помните знаменитые президентские «СНиПы-хрипы»?), что и было выполнено. В результате, преследуя одну благую цель, второй — связанной с внедрением инновационной противопожарной защиты — не дали полный ход. Но если посмотреть на проблему шире, то нельзя не заметить, что экономия на пожарной безопасности в масштабах страны всегда приводит к человеческим жертвам и многомиллиардным убыткам.
В частности, согласно ежегодной статистике ВНИИПО МЧС РФ (сборники «Пожары и пожарная безопасность»), с 2009 года доля пожаров по причине аварийного режима работы электросетей и оборудования (ранее в отчетах использовалось название «Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования») выросла в России с 22% до 32%, доля погибших на этих пожарах увеличилась с 14% до 24%, а доля прямого материального ущерба — с 29% до 40%. С 2019 года МЧС РФ применяет новый порядок учета пожаров, но распределение пожаров в зданиях и помещениях по причинам возникновения не изменилось.
Здесь также стоит отметить, что в данных ведомства указывается только прямой материальный ущерб от пожаров, то есть стоимость уничтоженного имущества по балансовой стоимости. Реальные же потери экономики страны от пожаров включает еще и затраты на восстановление уничтоженного и поврежденного имущества, простои от временного прекращения деятельности организаций и т. д. По данным Финансового университета при правительстве РФ, выплаты страховых компаний по огневым рискам составили в 2018 году более 58 млрд рублей, при том, что застраховано было не более 20% имущества, уничтоженного или поврежденного пожаром. Общие потери от пожаров из-за аварийного режима работы электросетей и оборудования оцениваются в сумму более 84 млрд рублей ежегодно. Получается, что вся экономия на снижении требований пожарной безопасности электроустановок для новых и реконструируемых зданий будет оплачена чьими-то жизнями и разорениями.
Сама тенденция на увеличение доли «электрических» пожаров объясняется общим ростом энерговооруженности жилых и общественных зданий при отставании темпов реконструкции электросетей, несвоевременным обслуживанием электроустановок, износом электрооборудования и электропроводки. И есть все основания полагать, что эта тенденция продолжится и в будущем, если не принять меры, направленные именно на предотвращение пожаров из-за аварийного режима работы электросетей и оборудования.
Традиционные технические средства защиты от пожаров, как правило, предназначены для обнаружения и тушения уже возникшего пожара, препятствия распространению огня, тогда как на современном этапе развития средств борьбы с пожарами основным фактором, способным серьезно снизить количество пожаров, является исключение условий их возникновения. Быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию уже недостаточно, необходим переход к предотвращению пожаров, а практика МЧС РФ показывает, что в масштабах страны каждый вложенный в предупреждение пожаров рубль позволяет экономить до 12 рублей затрат на ликвидацию их последствий.
Повышенная опасность «электрических» пожаров и особенно пожаров из-за дугового пробоя заключается в том, что эти пожары крайне трудно предотвратить. Неисправность никак себя не проявляет длительное время, не заметна зрительно, не обнаруживается традиционными устройствами защиты — автоматическими выключателями и УЗО, а возгорание может произойти в любой момент, например, ночью в общественном здании или в отсутствие хозяев дома днем, так как электросети функционируют круглосуточно.
Массовое внедрение УЗДП способно переломить негативную тенденцию роста количества «электрических» пожаров, существенно сократить их количество и снизить их негативные последствия, а принятие решения об обязательном применении УЗДП даст импульс развитию целого сегмента промышленности противопожарного оборудования.
Госкорпорация «Ростех», выполняя задачи по развитию гражданской продукции, поставленные руководством страны, уже приступила к выпуску УЗДП. К разработке инновационного оборудования предотвращения пожаров были привлечены лучшие специалисты, и в результате было разработано устройство, значительно опередившее по своим техническим и потребительским характеристикам все известные аналоги, в том числе производства крупнейших международных корпораций. Качество отечественной разработки уже высоко оценили эксперты ВНИИПО МЧС РФ, Института комплексной безопасности в строительстве МГСУ, Института электротехники МЭИ. Ряд других отечественных производителей также разработал УЗДП, то есть конкуренция будет, и, следовательно, потребитель только выиграет.
В результате массового производства в России и широкого внедрения УЗДП ожидается не только положительный эффект в виде существенного снижения количества пожаров из-за аварийного режима работы электросетей и оборудования, но и синергетический эффект в виде развития производства радиоэлектронных компонентов, так как прогнозируемый объем потребления УЗДП составит 10-15 млн штук в год.
В общем, страна не может ждать 20 лет, пока необходимость установки УЗДП станет очевидна всем. К тому же цели и задачи развития системы обеспечения пожарной безопасности государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» никто не отменял, и сроки выполнения программы достаточно жесткие. Обязательность применения УЗДП внесет свой вклад в решение этих задач.
В тех странах, где УЗДП уже стало непременным условием, инициатором внедрения выступали страховые компании, так как они несли основное бремя финансовых потерь от пожаров. В России уровень проникновения страхования не так велик, поэтому государству придется в который раз принять ответственное решение — и найти возможность сделать применение УЗДП обязательным если не для всех типов зданий, то, по крайней мере, для общественных зданий с массовым пребыванием людей, для объектов, где находятся невосполнимые культурные ценности и т. д. Да, тем самым власти рискуют навлечь на себя критику за удорожание строительства, но когда дело касается жизни и здоровья людей, можно ли жертвовать интересами граждан в угоду отраслевым интересам?
Справочно:
Обстановка с пожарами в России характеризуется крайне высокими показателями смертности — 58,3 чел./1 млн населения (2019 год). Это в 5,2 раза больше, чем в США, в 10-15 раз больше, чем в странах Евросоюза, и в 5 раз выше среднемирового показателя. При этом самой частой причиной пожаров в зданиях является аварийный режим работы электрических сетей и оборудования. Российские исследователи также указывают, что подавляющее большинство «электрических» пожаров происходит из-за дугового пробоя в элементах электроустановок, возникающего в местах нарушения нормального контакта («Экспертное исследование после пожара контактных узлов электрооборудования в целях выявления признаков больших переходных сопротивлений. Методические рекомендации», Москва: ВНИИПО МЧС РФ, 2008). Самой частой причиной пожаров в зданиях является аварийный режим работы электрических сетей и оборудования (63,0% в зданиях образовательных организаций, 48,6% в зданиях здравоохранения и социального обслуживания, 34,4% в жилых зданиях)