МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Золотая антилопа как печатный станок, кот в сапогах — робосоветник, золотая рыбка — банк. Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов провел открытый онлайн-урок для школьников о финансовой грамотности, взяв за пример героев известных сказок.
В качестве примера первый запред ЦБ РФ взял сказки из разных стран мира, которые формируют представления о характеристиках человеческой натуры, и как эти характеристики соотносятся с финансовыми операциями и каким образом люди себя ведут, попадая в разные ситуации. «Не вчера и не сегодня мы стали такими, какие мы есть. Это история многих столетий, человек не меняется, но меняется знание, поэтому наше отношение с финансовым рынком может быть позитивным, если у нас есть соответствующие знания», — отметил Швецов.
Например, Буратино. Не обладая финансовыми знаниями, будучи изначально доверчивым, герой подвергается влиянию мошенников, зарывает свои деньги и они исчезают. Фактически герой рисковал всем своим состоянием, которое могло бы вывести его из состояния бедности, то есть все поставил на кон, не очень понятно ради чего.
Мораль этой сказки: если вдруг вам повезло, а везение случается в жизни, всегда найдутся люди, которые захотят у вас отобрать ваши деньги. «Никогда не рискуйте необходимым, чтобы получить избыточное. И если у вас есть жизненные потребности, текущие жизненные планы, лучше их реализовать с помощью этих денег, чем вложить их в супер рискованные финансовые инструменты, которые неизвестно к чему приведут», — сказал Швецов.
Другой пример — «Золотая антилопа». Мораль этой сказки, что инфляция, запуск печатного станка обесценивают деньги, то есть если денег становится слишком много, они становятся бесполезными. «Более того, ценнее удовлетворение той потребности, которая удовлетворяется реже и труднее. Если все дается слишком легко, ценность и удовольствие исчезают»,- отметил Швецов.
«Одна из функций центрального банка ограничивать инфляцию, поэтому мы очень аккуратно относимся к тому, какой объем денег находится в обращении и стремимся к тому, чтобы российский рубль не терял свои покупательные способности», — сообщил школьникам Швецов.
В качестве другого примера первый зампред ЦБ взял сказку «Кот в сапогах». «Важная мысль из этой сказки, что со временем, и это скоро наступит, появятся роботы-советники и человеку действительно не нужно будет «париться» по поводу финансовых знаний, работы на финансовом рынке, покупки всяких инструментов — за него это будет делать искусственный интеллект. Будет это, может быть, через 5-10 лет, а пока надо как-то жить, поэтому приобретайте финансовые знания и получайте удовольствие от работы на финансовом рынке», — призвал Швецов.
Еще один известный пример — сказка «О рыбаке и рыбке». «Представьте, что вместо рыбки — банк. Старик пошел за потребительским кредитом, ему его дали и он купил новое корыто. Дальше бабка захотела новый дом, он взял ипотеку. Дальше она решила стать владычицей морскою, он взял еще денег, не смог их обслуживать, в результате объявил себя банкротом, и у него приставы все забрали, и остался он у разбитого корыта. Поэтому всегда надо соотносить свои желания и возможности. Эмоциональные покупки, особенно в кредит, до хорошего не доведут», — подчеркнул Швецов.