Алексей Макарычев рассказал «СГ», как создавался «Байконур»
В 1991 году министр обороны СССР маршал Дмитрий Язов поверх списка группы военнослужащих, представленных к званию «Герой Социалистического Труда», лично вписал фамилию Алексея Макарычева. Высокого звания руководитель Главного специального военно-строительного управления был удостоен «За строительство объектов многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран» и своевременную сдачу их в эксплуатацию». В канун Дня космонавтики «Стройгазета» поговорила с Героем Соцтруда, лауреатом Госпремии СССР, заслуженным строителем РСФСР, членом Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России» генерал-лейтенантом Алексеем Макарычевым.
«СГ»: Алексей Алексеевич, чем вам запомнился день полета первого человека в космос?
Алексей Макарычев: 60 лет минуло, но это событие помню отчетливо. 12 апреля 1961 года после сообщения ТАСС об успешном полете на околоземную орбиту и приземлении первого в истории человечества космонавта Юрия Алексеевича Гагарина вся наша группа студентов МИСИ помчалась на Красную площадь. Вместе с тысячами москвичей мы радостно приветствовали общую победу советского народа.
Мог ли я тогда себе представить, что через 25 лет меня назначат начальником строительства Байконура и я под руководством космонавта № 2 Германа Степановича Титова буду осуществлять подготовку многоразовой космической системы «Энергия-Буран»?
«СГ»: Прежде чем в нашей стране и на всей планете «прописался» День космонавтики, прошли ведь годы беспримерных усилий и труда?
А.М.: 12 января 1955 года в 2,5 тыс. км от столицы на маленькой железнодорожной станции Тюра-Там высадилась первая группа военных строителей — десант из 12 человек во главе со старшим лейтенантом Игорем Николаевичем Денежкиным. На вопрос начальника станции: «Что будете делать?» Денежкин подумал и сказал: «Как что? Строить гигантский спортивный комплекс».
Советские люди возводили полигон в крайне сжатые сроки в тяжелейших климатических условиях: изнурительно жаркое лето, холодная, с ветрами зима. Начинали с нуля. Не было ничего — ни жилья, ни воды, ни источников энергии, ни дорог. Первым главным строителем стал генерал-майор Г.М. Шубников, участник Великой Отечественной войны, создававший в Трептов-парке в Берлине памятник воину освободителю. Георгий Максимович являлся душой и мозгом стройки, обладал широкой инженерной эрудицией, талантом организатора, твердой волей, рассудительностью и деловой хваткой. Под его руководством 12 тыс. строителей совершили подвиг — за 2 года и 4 месяца построили старт, названный впоследствии Гагаринским, сооружения монтажно-испытательного корпуса и основные сооружения пускового минимума, к 15 мая 1957 года была обеспечена готовность к приемке и испытаниям и к пуску ракет.
О небывалых объемах работ свидетельствуют цифры: отрыли сотни тыс. кубометров грунта под стартовый комплекс, залили сотни тыс. кубометров бетона, построили сотни километров автомобильных и железных дорог, сотни километров инженерных систем — водопровода, канализации, ЛЭП, связи, автоматики… А вскоре наступила космическая эра — 4 октября 1957 года запустили первый в мире космический аппарат — спутник ПС-1.
«СГ»: Вы руководили Главным специальным военно-строительным управлением с 1986 по 1990 год, когда воплощались колоссальные программы?
А.М.: Я прибыл на Байконур с должности начальника Севервоенморстроя, прослужив на Северном флоте более 20 лет. Знакомство с инженерно-техническими работниками и командным составом подтвердило информацию об их высокой квалификации. Приятно вспоминать, что все мои заместители и начальники служб работали самостоятельно и самоотверженно, поддерживали все мои мероприятия, направленные на повышение уровня организованности и порядка, укрепление воинской дисциплины, повышение уровня технических знаний.
Уже через два месяца я знал каждый объект, людей, задачу, специфику строительства. В моем кабинете висело огромное полотнище, занимавшее всю стену и еще метра два пола. Там значились десятки объектов, сотни подрядных и субподрядных организаций из министерств обороны, общего машиностроения, монтажных и специальных работ, связи и других. Многое из того, что строилось на Байконуре, не имело аналогов в Советском Союзе по объемам, сложности в техническом отношении и важности задач. Все это требовало высочайшей организованности, широкого профессионализма, умелой координации деятельности всех участников строительства, полной личной самоотдачи.
В 1980-х годах в связи с резко возросшим объемом работ создали Главное специальное военно-строительное управление.
Все, что делалось на Байконуре во второй половине 1980-х годов, осуществлялось впервые в стране и мире. Поскольку тяжелая ракета «Энергия» термостатировалась испаряющимся азотом, были построены самый большой в Европе завод холода и самый крупный кислородно-азотный завод (КАЗ), автономная электростанция мощностью 72000 квт, смонтирован стенд динамических испытаний с высотой зала без перекрытия более ста метров. Да и многое другое, что было сооружено, относилось к категории «самое-самое», то есть самое первое и самое срочное. Без преувеличений — все было именно так.
Но главное, что удалось впервые, — это, безусловно, возведение комплекса объектов, обеспечивающих старт всей системы с ювелирной посадкой в автоматическом режиме орбитального корабля «Буран».
«СГ»: Расскажите о тех, кто своим примером, опытом, ценным советом и добрым словом помогал стать крупным руководителем-производственником?
А.М.: Счастлив, что мне довелось в те годы руководить коллективом, созданным генерал-полковником Г.М. Шубниковым, ощущать себя наследником трудовой славы поколений строителей космической гавани. Благодарен своим учителям — маршалу инженерных войск Н.Ф. Шестопалову, генерал-полковнику Л.В. Шумилову, генерал-лейтенантам В.С. Григорькину, О.А. Байкову и другим.
Через несколько дней после того, как я приступил к обязанностям начальника Главного специального военно-строительного управления МО, к нам прибыл первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск МО генерал-полковник Л.В. Шумилов, сыгравший огромную роль в моем формировании как военного строителя еще на Северном флоте.
Он специально для меня провел разборы по каждому возводимому объекту, познакомил с работавшими на Байконуре руководителями Министерства общего машиностроения, Минмонтажспецстроя, ГУССа и других ведомств.
И в последующем, до полного завершения программы «Энергия-Буран», Леонид Вениаминович оставался главным куратором от МО и строительно-квартирных органов, возглавляя Центральную оперативную группу. Глубоко изучив техническую документацию всего комплекса строительства, он помог руководству Главка и мне лично в период с 1986 по 1989 год не упустить в планах и графиках строительства ни одного технического объекта и реализовать огромную программу возведения объектов соцкультбыта, включая строительство четырех школ, пяти детских садов, семи магазинов, четырех объектов здравоохранения.
«СГ»: Важнейшее дело вашей жизни — программа «Энергия-Буран»?
А.М.: Да. Успешный запуск 15 мая 1987 года ракеты-носителя «Энергия» стал крупным достижением отечественной науки и машиностроения. Конструкторы и специалисты стали готовиться к главному событию — пуску «Энергии» с космическим кораблем многоразового использования «Буран». Для создания «зеркала» посадочной полосы длиной 4,5 км и шириной 84 м были смонтированы десятки тысяч тонн арматуры, уложены сотни тысяч кубометров бетона марки 600.
«СГ»: Как ощущалось свершившееся?
А.М.: На всю жизнь осталось чувство исполненного великого дела. Пуск «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Безукоризненно сделав за 206 минут два витка вокруг Земли, корабль в автоматическом режиме приземлился в «заданную точку». В тот день дул резкий боковой ветер, истребитель сопровождения «потерял» на какое-то время «Буран» на подлете к полосе. Как потом выяснилось, челнок в тот момент выполнял сложнейший маневр для захода на посадку. Точность приземления поразила всех. Все разразились радостными приветственными аплодисментами и возгласами! У многих в глазах стояли слезы. Напряженный многолетний труд увенчался убедительным успехом.
Только вдумайтесь: благодаря колоссальному труду миллионов людей, включая сотни тысяч военных строителей, служивших на Байконуре, была создана уникальная ракетно-космическая система, которая могла быть использована для вывода тяжелых спутников и многоразовых космических кораблей на околоземную орбиту, а также была способна доставлять космонавтов и оборудование на планеты Солнечной системы.
«СГ»: К сожалению, первый полет «Бурана» оказался и последним…
А.М.: И это стало трагедией для организаций и участников создания системы, посвятивших более десяти лет решению грандиозной задачи. Однако огромные государственные средства были потрачены не зря…
«Буран» как локомотив потащил вперед технологии, убедив ученых в правильности их представлений и расчетов. «Энергия-Буран » породила как минимум 200 научных и технологических открытий.
«СГ»: Какие задачи вот уже почти 30 лет вы решаете в «Трудовой доблести России»?
А.М.: «Трудовая доблесть России», которую возглавляет Герой Соцтруда А.Г. Левин, сплотила вокруг себя лучших представителей нашего народа, поставивших благородную цель содействия возрождению экономики, науки, культуры и духовного потенциала России, достижению подлинной защиты интересов человека труда, формирования в обществе уважительного отношения к его научным и производственным заслугам. Одна из главных задач нашей организации — возрождение престижа трудовых профессий, привлечение молодого поколения на производство, в инновационные отрасли экономики. На наших круглых столах, с трибун собраний, в повседневной работе мы подтверждаем: общими усилиями «Трудовая доблесть России» приведет общество к неоспоримому факту, что честный высококвалифицированный и достойный труд является главным источником патриотизма и повышения благосостояния народа и что в труде кроется корень простого человеческого счастья.